До недавнего времени считалось, что фирма Tokyo Electro Acoustic Company не производила репортерских магнитофонов. Потом Роланд Шеллин где-то добыл фотографию совершенно загадочного стереофонического репортерского магнитофона Teac R55S:


А сейчас мне удалось приобрести его монофонического предшественника, Teac R50:


Никакой информации о данной модели, или хотя бы намёков на то, что она вообще существовала, найти не получилось. Тем приятнее было приобрести этот кусок обшарпанного алюминия в свою коллекцию.

Нетрудно заметить сильное сходство Teac R50 с адским поделием фирмы Sony 1961-го года выпуска, репортерским магнитофоном с патефонным приводом PT4:


Он же Sony EM-1:


Совпадает даже цвет корпуса.
Однако Teac R50, в отличие от Sony, имеет электропривод, сквозной канал и полноценный закрытый тракт (!). Следует отметить, что закрытый тракт в портативных магнитофонах, помимо Teac R50 и R55, имел место только в отечественных специальных речевых регистраторах серии "Пенал" и в опытном образце киношного магнитофона "Марс-4С".

ЛПМ Teac R50:


Для сравнения, ЛПМ Teac R55s:


Если механизм ручной обратной перемотки и замки подкатушечников пусть и не полностью идентичны, но конструктивно очень близки к Sony, то остальные элементы конструкции имеют целый ряд отличий. Например, рама ЛПМ у Teac R50 фрезерованная из листа, тогда как у Sony она литая. Отличается и способ крепления рамы ЛПМ к корпусу.
При сходной технологии изготовления корпуса магнитофон Teac заметно толще, чем Sony.
Немного отличается и компоновка электронной части, Teac:


Sony:


Teac R50, как и Sony PT4/EM1, не имеет стирающей головки.
Блок головок:


Шильд:


Серийный номер 261 - получается, этих чудищ было сделано минимум сотни три.

Лицевая панель:


Забавно, что регулятор уровня записи совмещён с переключателем воспроизведение/запись. Ни в одном из известных мне магнитофонов данное техническое решение не встречается. На самом деле это крайне неудобно. При каждом включении записи нужно настраивать уровень записи заново.
Питание двигателя и схемы раздельное. Схема управления двигателем питается от 8х"D":


Аналоговая часть питается от 6х"AA", расположенных в съёмном пластиковом контейнере:


Корпус изнутри когда-то был обклеен поролоном, видимо, чтобы снаружи не было слышно работу механизма:


Следует отметить оригинальную конструкцию замков подкатушечников:


Половинки разрезной втулки зажимаются в проточках декоративного винта и подкатушечника. Проточка на декоративном винте сделана с некоторым запасом, и половинки втулки слегка люфтили бы, однако вблизи шляпки винта на него надета резиновая втулка, которая является в этой конструкции упругим элементом и раздвигает половинки, таким образом фиксируя катушку на оси. Как я уже писал выше, конструкция замков подкатушечников Teac R50 и R55 с незначительными изменениями заимствована у Sony PT4/EM1, и нигде более не встречается. В последующих моделях репортерских магнитофонов Sony уже используется пластмассовая распорная втулка.

Залез внутрь магнитофона. Обнаружил, что плоский ремень привода тонвалов и пассик подмотки сгнили. Заменил. После чего магнитофон довольно уверенно заработал. Никакого вмешательства в электронную часть не потребовалось. Двигатель в режиме рабочего хода потребляет порядка 300 мА. К сожалению, закрытый тракт плохо совмещается с задубевшими прижимными роликами, в результате натяжение ленты в тракте несколько выше, чем хотелось бы.
Скорость движения ленты 19 см/сек, запись осуществляется на всю ширину ленты. Максимальный диаметр устанавливаемых катушек 13 см.
Вызывает удивление наличие ручной обратной перемотки в сочетании с электроприводом ЛПМ. Что помешало инженерам Teac не позориться, а убрать редуктор и дополнить кинематику ещё одним пассиком и одним роликом, совершенно непонятно.
На нескольких компонентах имеется маркировка в японской системе летоисчисления, соответствующая 1964-му и 1965-му годам. Соответственно, логично предположить, что данный экземпляр Teac R50 был выпущен в 1965-м году.
На задней панели имеется отметка о дате последней настройки магнитофона по измерительной ленте - 10.1971. Видимо, вскоре после этого магнитофон перестали использовать по назначению.
Итак, магнитофон Teac R50 сделан, безусловно, по мотивам Sony PT4/EM1, однако никаких следов сотрудничества с фирмой Sony мной пока не обнаружено. Судя по всему, имело место нелицензионное заимствование элементов дизайна и ряда технических решений.
Данный артефакт вступает в противоречие с привычной нам картиной мира времён СССР, в которой Япония с 60-х годов была передовой технологической державой. С учётом того, что магнитофон Sony PT4/EM1 являлся репликой конструкций конца 40-х - начала 50-х, и уже на момент своего запуска в производство в 1961-м году безнадёжно устарел, выпуск в середине 60-х на его основе Teac R50, а в конце 60-х и R55S заставляет усомниться в здравом смысле отдельных представителей японской инженерной школы тех лет. Может быть только одно объяснение применению дендрофекальных методов в этой области - отделы фирм Sony и Teac, занимавшиеся производством профессиональной аудиотехники, скорее всего, были в 60-е годы отстойником для пенсионеров, а так же родственников и любовниц руководства. :-)))
На самом деле тут виноваты заградительные пошлины на ввоз профессиональной аудиотехники, имевшие место в Японии. Так же повлияло искусственное удержание низкого курса йены для стимулирования экспорта. В результате местные производители могли вообще не напрягаться - имелся устойчивый спрос на любой, даже самый хтонический ужас, лишь бы он стоил более-менее адекватных денег. Вот они и не напрягались...